?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Компьенские мученицы - 1789_revolution
1789_revolution
1789_revolution
Компьенские мученицы
Когда я заводил данный ЖЖ, то думал, что буду больше писать о "внеличностном" - институтах, механизмах, правовых нормах, групповых стереотипах и других подобных аспектах революции, в которых мало театральности. Но всё же пришел к выводу, что и эту "нишу" нельзя оставлять не охваченной. Понятно, что описание ярких событий - прерогатива преимущественно левой историографии. Потому-то альтернативная историография претендует на изучение того, что лежит по ту сторону "событийности", театрализованной реальности и "великих дней". Всё же нельзя оставлять в стороне отдельные яркие события, особенно те, о которых левая историография предпочитает умалчивать. Один из них предлагается вниманию читателей.

Узнал я о нём довольно случайно. Связан он с казнью шестнадцати монахинь-кармелиток, живших в компьенском монастыре. Они были гильотинированы во время Великого Террора - в один из последних дней существования "революционного правительства" - 17 июля. Что же предшествовало этому? Печально, но на запрос "компьенские мученицы" Яндекс даёт всего одну ссылку (тогда как англоязычный Гугль - десятки). Ссылка эта веден на сайт Якова Кротова, на котором размещено множество материалов на самые разные темы. Поэтому рассказ будет вестись на базе того, что изложено там (данные сверены с англоязычными источниками). Повторимся, об этом эпизоде не пишут в большей части работ, изданных на русском языке, благо почти все из них написаны левыми историками, которых интересуют казни революционеров и других известных людей, а не более-менее обычных людей.

...В 1789 г. с началом революции кармелитская обитель в Компьене была закрыта. Однако, сёстры не расстались друг с другом. Поселившись в четырех частных квартирах, они прожолжали соблюдать монастырский устав. По некоторым сведениям (не вполне доказанным) послушницы принесли присягу следовать Конституции, которую требовали революционные активисты (подробнее об этом смотреть постинг о взаимоотношениях революционеров с церковью), а в 1794 г. публично отказались от нее (что нигде не подтверждено). По другой, более достоверной, информации они просто вели тайную церковную жизнь в соответствии с традиционными обрядами, что и было в конце концов обнаружено. Всех их арестовали в июне 1794 г. - видимо, вскоре после введения закона 22 Прериаля. При аресте предметы культа были уничтожены, а на месте молитв, где стоял шатер, который также разрушили, собирались построить "конуры для собак". Арестованных сестёр заключили в парижскую тюрьму Консьержери (согласно действовавшему в то время законодательству, "контрреволюционеров" полагалось отвозить в Париж для суда тамошним Революционным трибуналом. Так произошло и с сестрами-кармелитками).

Одним из главных обвинений несчастным сёстрам был "фанатизм". Одна из компьенских мучениц - Мария Генриетта Пельра (до монашества Габриель де Круаси) задала Фукье-Тенвилю вопрос, что он имеет в виду под словом "фанатизм". Ответ гласил: "Я имею в виду вашу приверженность к глупым верованиям и идиотским обрядам". “Вот видите, — сказала Пельра, повернувшись к монахиням, — нас судят за приверженность нашей святой религии. Нам выпало счастье умереть за Бога”. Еще один пункт обвинения заключался в хранении или получении "оружия для эмигрантов". На это сестра Тереза Ледуан ответила, указывая на распятие: "Это единственое оружие, которое было в наших домах". От сестёр потребовали отречься от привязанности к казнённому королю Людвику XVI, но они отказались, сказав, что "законы не могут запретить чувства". "Душа не принадлежит государству, но одному Богу". Все они были приговорены к смертной казни. Среди обвинённых были даже те, кто в действительности не принадлежал к монастырской общине, а лишь разносил письма сестёр друг другу. Когда их попытались оправдать, Фукье-Тенвиль заявил, что они должны были "донести нации" о контрреволюционной приверженности остальных к религии, их следовании обрядам, тайной переписке и т.п..

...Когда их везли на гильотину, их, младшей из которых было 28 или 29 лет, а старшей 79 лет, певших Te Deum, Miserere и Salve Regina, парижская толпа, привыкшая к такого рода зрелищам, всё же стояла в неком шокированном безмолвии...

Вот имена компьенских мучениц, на французском языке:

1. Anne-Marie-Madeleine Thouret

2. Anne Petras

3. Marie-Geneviève Meunier

4. Rose-Chrétien de la Neuville

5. Marie Claude Cyprienne Brard

6. Madeleine-Claudine Ledoine

7. Marie-Anne Brideau

8. Marie-Anne Piedcourt

9. Marie-Antoniette (Anne) Hanisset

10. Marie-Françoise Gabrielle de Croissy

11. Marie-Gabrielle Trézel

12. Angélique Roussel

13. Julie or Juliette Vérolot

14. Marie Dufour

15. Catherine Soiron

16. Teresa Soiron

Две последних являлись лишь прислужницами, которые "не донесли" на остальных "нации".

В 1906 г. римская католическая церковь беатифицировала 16 мучениц. Это означает, что они причислены к лику блаженных. Некоторые считают, что рано или поздно их канонизируют.

P.S. Ах да... Кто-то писал, что хотел бы видеть в этом ЖЖ картинки. В виде исключения пойду навстречу. Здесь изображены компьенские мученицы в момент казни...

8 comments or Leave a comment
Comments
From: (Anonymous) Date: September 26th, 2007 09:08 am (UTC) (Link)
Прочелъ съ большимъ волненiемъ. A. Ph.
kislin From: kislin Date: September 26th, 2007 09:39 am (UTC) (Link)

Спасибо

Я как раз вчера в беседе сформулировал важное для себя на эту тему. Чтобы понять революцию и многое в ней, нужно именно чувство, со-чувствие, т.е. попытка ощутить то, что переживали некоторые ее жертвы. Когда начинаешь об этом думать (как в рассматриваемом случае), всё проясняется и становится кристально чётко. В частности, что режим, который творит подобное, должен был быть уничтожен. Что и произошло, но жаль, что так поздно.
lavalliere From: lavalliere Date: October 17th, 2007 08:58 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

Чтобы понять революцию и многое в ней, нужно именно чувство, со-чувствие, т.е. попытка ощутить то, что переживали некоторые ее жертвы.

Куда занятнее и увлекательнее попытаться понять, чем руководствовались в своих действиях граждане революционеры. Невозможно поверить, что в одну эпоху и в одной, гм, локации вдруг прямо из воздуха материализовалось такое колличество, гм, непримиримых реформаторов. Это похоже на фантастику, не находите? Значит они вовсе не были опереточными злодеями. Но все (такие разные по происхождению, жизненному опыту и предыдущей биографии) избрали именно этот путь. И крайне интересно докапываться - почему именно, что это за массовое брожение умов.
kislin From: kislin Date: October 18th, 2007 01:38 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

С чего Вы взяли, что я их считаю "опереточными злодеями"? Разумеется, они вовсе не были таковым - в большинстве своём это были просто бюрократы, для которых Террор являлся средством укрепления власти. Кроме того, для некоторых из них терроризм был своего рода "функцией дискурса", то есть следствием нагнетания атмосферы страха, подозрительности и т.п.

По поводу "материализовались из воздуха" - отчего же? Это тоже нельзя считать "биномом Ньютона". По этому вопросу существует работа столетней давности, которая, правда, в оборот французской историографии попала около 30-35 лет назад, а в нашу - совсем недавно. Я говорю о Кошене и его трудах, касающихся "малого народа" и "обществ мысли". Там это очень чётко показано - откуда они такие взялись и почему вдруг их оказалось много, да к тому же на исторической авансцене (впрочем, как и за кулисами).
lavalliere From: lavalliere Date: October 21st, 2007 03:32 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

для некоторых из них терроризм был своего рода "функцией дискурса", то есть следствием нагнетания атмосферы страха, подозрительности и т.п.

слово "террор" тогда не имело столь одиозного значения как сейчас. Просто политика жесткого контроля за всеми сверами жизни с траны в условиях голода и военного врнмени. Так сказать - временная мобилизация всех сил нации. Собственно сами теоритики Террора сами и говорили, что это временная мера. А не курс партии как таковой.


Я говорю о Кошене и его трудах
Любопытно... При случае поищу))
kasyan75 From: kasyan75 Date: October 22nd, 2007 12:05 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

>>слово "террор" тогда не имело столь одиозного значения как сейчас>>

Да нет, пожалуй
Вполне себе "террор" понимали как сейчас
И люди с психопатическими наклонностями принимали решения, и гильотина работала исправно, причем частенько попадали под нож люди никакого отношения не имеющие к мерам по контролю за всеми сферами жизни

>>Собственно сами теоритики Террора сами и говорили, что это временная мера. А не курс партии как таковой. >>

Это Вам при любом терроре скажут
Господа большевики тоже самое говорили, террор сам по себе курсом партии нигде и никогда не объявлялся, это всегда были "временные меры", "меры безопасности"
kislin From: kislin Date: October 22nd, 2007 12:42 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

слово "террор" тогда не имело столь одиозного значения как сейчас.

Слово "террор" в современном значении берёт начало именно из французской революции. Первоначально данное слово означало "страх" и подразумевает в общем виде политку по запугиванию населения. Именно политику, проводившуюся при якобинцах.

Просто политика жесткого контроля за всеми сверами жизни с траны в условиях голода и военного врнмени.

О нет! Всё далеко не так просто. Прежде всего, обратите внимание, что как война, так и голод возникли вследствие политики революционеров, а не наоборот. Заметьте также, что связь Террора с войной и голодом далеко не однозначна: война продолжалась и после 1794 г., а в 1795 г. был настоящий всплеск голода из-за демонтажа управляемой экономики (т.е. отмены Максимума). Но это отнюдь не сопровождалось чем-то, даже отдалённо похожим на террористическую политику 1793-1794 гг.

Собственно сами теоритики Террора сами и говорили, что это временная мера. А не курс партии как таковой.

Это неверно. Поздние речи Робеспьера вообще не содержат отсылок к военной ситуации или социальным проблемам типа голода. Объяснение Террора через военную необходимость сформировалось после Термидора, когда оставшимся членам правительственных комитетов нужно было искать оправдание собственной деятельности в предшествующие месяцы.

Вообще же, эта тема как и проблема Террора в целом лучше всего освящена в переведённой на русский язык книге Патриса Генифе "Политика революционного террора". Я бы Вам её рекомендовал даже больше, чем Кошена, посольку она, во-первых, более поздняя, во-вторых, более целостная (у Кошена переведены статьи различных лет под общим заголовком "Малый народ и революция").
У Генифе подробно освящены истоки Террора, его место в дискурсе, его связь с войной, а главное, его глубокую врождённость в саму динамику революции.
kasyan75 From: kasyan75 Date: October 22nd, 2007 12:21 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

Вот такую книжечку поищите, если интересно
Очень ИМХО неплохо объяснено, что, почему, откуда

8 comments or Leave a comment